
Существует более дешевая альтернатива сусальному золоту – поталь. Поталь – это листы металлов или сплавов, которые имитируют золото. Поталь используют только во внутренней отделке и обязательно наносят финальный защитный слой, т.к. она имеет свойство темнеть под влиянием внешних воздействий.
Производят сусальное золото методом раскатки золотого бруска в 30-метровую тонкую полосу тончайше фольги. Затем полоса разрезается на квадраты. Далее каждый квадрат складывается в стопку между листами бумаги, после чего стопка помещается под молот, который наносит по стопке более 2000 ударов до тех пор, пока квадраты не расплющатся в тончайшие лепешки. Затем из лепешек вырезаются квадраты и вкладываются в специальную книжку, готовые к дальнейшему использованию.
Сусальное золото бывает свободное и трансферное.
Лист свободного сусального золота вынимается ножом позолотчика, на подушке вырезается нужная фигура (если это необходимо), далее лист переносится с помощью лампемзели на поверхность, которую нужно позолотить. Технология работы со свободным сусальным золотом требует определенного мастерства.


Теперь немного об общей технике золочения сусальным золотом. Существует два вида золочения листовым золотом:
- Масляное (золочение на лаковой основе, матовое золочение). Считается наиболее устойчивым к воздействию атмосферных воздействий и влаги. Применяется как для наружных, так и для внутренних работ. Масляное золочение возможно применять практически на любой поверхности – на металле, стекле, пластике, камне. Отличительная особенность матового золочения – на выходе получается матовая поверхность, и невозможность достичь глянцевого блеска такого, как при клеевом методе. Технология: на отшлифованную поверхность наносится левкас, затем специальный масляный лак, на который накладывается сусальное золото. Именно масляный лак не позволяет полироваться золотым листам, вследствие чего поверхность получается более матовой.
- Клеевое (на водной клеевой основе, глянцевое золочение). Этот способ считается классическим и наиболее трудоемким. Больше подходит для древесины и полиуретана. Клеевой способ используется только для внутренних работ.
Чтобы иметь возможность получить на выходе глянцевую поверхность для внешней отделки, существует униполимент. Он позволяет наносить золото как при масляном золочении, но при этом достигается блеск, как при клеевом золочении. Но эта технология является сложной, ее чаще используют для выделения лишь некоторых внешних деталей.
выбранный способ золочения определяет интенсивность блеска поверхности. Но в любом случае люба техника золочения состоит из четырех этапов:
• Подготовка поверхности к золочению
• Общая техника золочения
• Нанесение грунта
• Нанесение листов золота
Каждый этап кроме определенных инструментов требует определенных знаний и подготовки мастера.
Подготовка поверхности к золочению.
Поверхность, которую нужно позолотить, перед началом работы шлифуют стеклянной шкуркой для удаления всех неровностей и шероховатостей. Если есть трещинки, их замазывают полировочной пастой.

Гипсовые изделия очищают от грязи, шлифуют при необходимости наждачной бумагой среднего зерна, сметают пыль сухой кистью, а затем закрепляют горячей олифой. Далее поверхность два раза пропитывают горячим раствором осетрового клея.
Изделия из металла нуждаются в тщательной очистке от ржавчины, пыли, краски, коррозии. Затем поверхность окрашивают свинцовым суриком на масле, или шеллаком, или автомобильным лаком в несколько слоев. Для того чтобы придать золоту более насыщенный оттенок последним слоем наносят золотистую охру.
Нанесение грунта.
Как правило, грунт наносится в несколько этапов:

- На первом этапе после завершения подготовки поверхности, наносят равномерным слоем теплый левкас (каменную грунтовку). После просыхания наносится еще до 4 слоев левкаса (каждый раз давая просохнуть предыдущему слою) для того, чтобы поверхность не просвечивала. Если на поверхности присутствуют изъяны в виде трещин или выбоин, их замазывают густым раствором левкаса.При масляном золочении для получения абсолютно гладкой и твердой поверхности слой левкаса покрывают 2-3 раза спиртовым щелочным лаком. Перед нанесением каждого последующего слоя поверхность шлифуется, промывается водой и обезжиривается спиртом.
- При масляном золочении после того как высох последний слой шеллачного лака, поверхность шлифуют микронной наждачной бумагой и наносят 2 слоя масляного лака. После того как высохнет последний слой масляного лака, наносится лак мордан или микстьен.
- Усиление оттенка. Далее для придания золоту требуемого оттенка поверхность покрывается разведенной позолотной пастой (желтая, красная или черная).
- Подготовка к золочению. Позолотчики с опытом накладывают золотые листы только через сутки после нанесения финального слоя грунта. Поверхность нужно увлажнить кистью, смоченной водой или 20% раствором этилового спирта. Наносится вода или раствор на небольшие участки, на которые сразу же укладывают листки золота. Если поверхность была покрыта морданом или миксионом. Золото можно клеить без дополнительных адгезивов.
Нанесение сусального золота и обработка позолоченной поверхности.
При нанесении золота на поверхность не должно быть сквозняка и пыли, потому как толщина листа – доли микрона и любое неосторожное движение или

Перед нанесением листа золото проверяют «на отлип». Для этого лист золота ложат на поверхность, протирают ватным тампоном и смотрят, легло ли оно ровным слоем и имеет ли блестящюю поверхность. Если у золота матовый вид – нужно еще подождать, т.к. поверхность должна еще подсохнуть. А если при полировке ватным тампоном лист золота будет смещаться – значит поверхность наоборот пересохла и нужно покрыть ее адгезивом снова.
При золочении металла после накладки золото прижимают, а после этого полируют тампоном из ваты. Квадраты накладывают внахлест, а после того как золото высохнет, его излишки на стыках собирают для постобработки изделий. Вначале золотят гладкие поверхности, а затем – резьбу и орнамент.
После высыхания позолоченную поверхность полируют пемзой, лощилом или агатовым зубком для того, чтобы лист ровно пристал к поверхности. Поверхность полируют до полной однородности – стыки листов тщательно разглаживают, швов не должно быть видно. Иногда поверхность полируют ватным тампоном, капроновым чулком или шерстяной тканью до появления нужного блеска.
Для того чтобы защитить позолоченную поверхность от внешних влияний, ее могут покрывать защитным слоем лака. Тогда поверхность будет невредимой десятками лет.
Все вопросы по поводу позолотных работ и нанесения сусального золота вы можете задать, связавшись с нами:
Наши телефоны:
(056)7984344,
(067)6972446,
(067)5627472,
(093)2826286,
(093)3934011
E-Mail: office@alpdnepr.com.ua
Ждем ваших звонков!